Осознанность в повседневной жизни. Реальность повседневной жизни Повседневной жизни но не

Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим

Данная тема, на мой взгляд, является очень интересной и актуальной, потому что ежедневно мы встречаемся с различными философскими проблемами, тезисами, дилеммами. Подчас нам приходится принимать определенные решения и делать выбор, который не всегда так прост. Каждый день нас окружают люди со своей системой мировоззрения, со своими представлениями о морали и нравственности, категориями ценностей. Человек является по своей сути существом разумным, социальным, а значит коммуникабельным. В процессе общения сталкиваются различные точки зрения, идет обмен представлениями о мире, бытии и вещах нас окружающих. Активно затрагиваются в повседневной жизни представления о чувстве разуме и эмоциях. Мы не всегда обращаем внимание, как это происходит, для нас это стало нормой жизни. Однако если смотреть глубже и задуматься о смысле того что нас окружает можно увидеть четкие философские концепции которые активно действуют. Можно увидеть работу тезисов сформированных многие тысячелетия назад, которые остаются актуальными до сих пор.

Если мы говорим о современном мире то мне в первую очередь приходит цитата Сэмюэля Батлера английского философа, писателя, художника, переводчика, один из классиков Викторианской литературы: «Жизнь - это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств».

В современном люди очень заняты получением выгоды. Они занимаются этим ежедневно, и ежечасно. Человек старается использовать любую возможность, чтобы получить определенную выгоду. Люди стремятся работать, что-либо предпринимать для получения дополнительной выгоды. Некоторые даже забывают о нормах морали и нравственности и нарушают их, лишь бы не упустить свой шанс. Однако смысл этого высказывания, на мой взгляд, в другом. Сэмюэль Батлер призывает нас учиться видеть хорошее и яркое в простых вещах. В постоянной суете человек может забыть обо всем. Он перестает замечать жизнь вокруг. А значит, перестает чувствовать. Если вспомнить высказывание В.Г. Белинского, которое многие рассматривают в философском аспекте «Жить значит - чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь - смерть». Если человек перестает чувствовать, значит, перестает жить.

Актуальной проблемой в современном мире является отсутствие, каких-то целей у людей помимо тех, которые основаны на инстинктах: найти пищу, сон, кров, пару. Раньше для описания потребностей человека служила пирамида Маслоу. На современном этапе она, на мой взгляд, уже не является актуальной применительно ко всем людям, потому что у большинства в жизни просто не осталось целей. Им уже не важны высшие ступени пирамиды. Им уже не нужен успех и саморазвитие. Зачастую все намного проще и меркантильнее. В людях уходит глубина чувств, мораль становится приземленной, цели сводятся к получению денег и благ которые на них можно приобрести. Это приводит к тому, что у людей пропадает желание активно жить. Например, сотрудники офисов и многих компаний, которые проводят по 8-12 часов на своем рабочем месте, в своём бокс-офисе, и не видят толком ни, коллег ни того что за окном просто теряют смысл жизни.

Они становятся равнодушной массой в обществе, которой нет дела до каких-то моральных норм и ценностей, им нет дела до окружающих их людей. Ещё Иоганн Вольфганг Гёте высказывался по этому поводу следующим образом «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Именно этого и нет у многих людей в современном обществе - Цели. Они становятся пассивными наблюдателями жизни, в то время как должны быть активными её участниками.

Ещё одной наиболее актуальной в современной жизни философской проблемой является огромное обилие информации, которое человек получает непосредственно из СМИ теле-радио эфиров и передач. Эта проблема повседневной жизни является именно философского характера, о чем многие не могут даже догадаться. Несколько тысяч лет назад Гераклит изрек: «Многознайство уму не научит». Прошло множество столетий, но как актуально это высказывание по сей день! Обилие информации делает людей беспомощными, потому что сами они просто перестают думать. Зачем если на любой вопрос ты можешь найти ответ, совет, или рекомендацию где то в источниках информации? Люди становятся зависимыми от СМИ и это, в существенной степени, меняет их жизнь. Вместо того, чтобы самим думать строить новую жизнь, мечтать, они начинают жить по шаблону, теряют уникальность.мировоззрение цель бытие истина

Жизнь напрямую связана с философией, это нужно просто принять как истину. Примеры, которые приведены в данном эссе, являются тому прямым подтверждением. Таких примеров можно приводить ещё великое множество. Философы всех эпох и стран всегда обращали внимание на все аспекты человеческой жизни. Они говорили о бытии, разуме, чувствах, любви, морали, ценностях потому что всё это являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они пытались объяснить логику и поведение людей, донести до них простую мудрость которую они понимали сами. Нужно всего лишь уметь чувствовать, и понимать и тогда можно будет увидеть все, о чем говорили нам древние мудрецы. Все это актуально и сегодня. Изменилось множество вещей, мир стал более развит, научно-технический прогресс, СМИ, и многое другое на первый взгляд облегчили жизнь людям, но с другой стороны они лишили человека многих природных чувств и целей которые так важны каждому для его собственного развития.

Стоит принять во внимание философскую мудрость понять её, и мир вокруг поменяется, когда человек научится видеть не только то, что привносится извне, но и когда он начнет понимать сам себя, чувствовать и думать по-своему. Человек это должно звучать гордо. Человек должен учиться и оставлять после себя культуру и мораль именно так он сформирует достойное будущее другим поколениям. «Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» - слова, которые были произнесены Георгом Лихтенбергом, выдающимся немецким философом, ученым и публицистом. Я считаю именно этими словами и стоит закончить данное эссе, потому что они, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают все то, к чему должен стремиться каждый человек в своей жизни.

За всю свою жизнь мы делаем много вещей, занимаемся разными делами, иногда даже машинально, не задумываясь ни о чем. Живем так, словно мы запрограммированные, на несколько десятков функций, компоненты большой системы. С профильтрованным от рекламы мозгом, мы не можем отличить истинные желания от навязанных. Хотим того же что и все. Так ведь проще!

Но кто сказал, что все должны хотеть побывать в Париже или свозить свою любимую в Венецию? Почему мечта многих увидеть пирамиды Гизы, и прогуляться по Тайм сквер? Разве нет других мест? Разве нет других желаний? Всем ли нам нужно хотеть одного!?

Мы решили отойти от стандартных банальностей, отпустить свою фантазию и подготовили для вас список из, как нам кажется, не банальных вещей, которые нужно сделать перед смертью. И думаем, у нас получилось. Пользуйтесь!

50 небанальных вещей, которые нужно сделать за свою жизнь:

1. Нарисовать свою картину

И неважно, что это не будет работой да Винчи. Купите холст, раму, мольберт, и нарисуйте свою картину жизни. Написать книгу может каждый, а вы нарисуйте картину

2. Спасти чью -то жизнь

Сдайте кровь, пожертвуйте на операцию. Научитесь качественно оказывать неотложную помощь, и кто знает, может именно вы спасете чью-то жизнь.

3. Пожертвовать некоторые из своих вещей для бедных или нуждающихся

Мы много выбрасываем ненужных на наш взгляд вещей, в которых могут нуждаться другие.

4. Посадить дерево или сад

Даже если у вас нет места, это можно сделать в парке, в лесу. И неважно, что это никто может и не увидит, и не даст вам медаль. Вы ж делаете это для планеты, для будущего, которое у нас обязательно будет, если мы будем так поступать.

5. Взять из приюта себе кошку или собаку

Только не ищите кучу отговорок, что вы это не можете сделать. Вы можете. Просто не хотите. И даже если у вас уже есть собака. Ничего страшного,все равно возьмите и подарите кому-то, у кого их нет, или кто сейчас одинок и нуждается в друге. Ведь это так прекрасно иметь домашнего питомца, который будет встречать вас с работы. Ими будут радоваться ваши гости, ваши дети. В вашем доме всегда будет жить радость и безусловная любовь ваших питомцев.

6. Независимо от вероисповедания и ваших взглядов на веру, посетите одно святое (или несколько) место, доступное вам.

Это даст возможность задуматься над своей жизнью. Может после, этого вы что-то измените в своей жизни, наведете порядок в своей голове, задумаетесь о смысле жизни. Для тех, кто совсем ни во что не верит, ну можете пойти на могилу своих родственников или знакомых, тех, кто уже умер. Посидите там и подумаете, что ваша жизнь здесь не бесконечна, и вы не Бог, и когда-то наступит момент и вашей смерти. Так может пора уже начать жить и сделать что-то стоящее, чем покупать новый смартфон, смотреть тупые сериалы, быть потребителем, и все отрицать.

7. Попросить прощения и простить

Не будьте горды и эгоистичны, наберитесь смелости и попросите прощения у тех, кого обидели сегодня, вчера, год, два, десять лет назад, в школе, в университете, на бывшей работе. Простите тех, кто когда-то обидел вас, и вы до сих пор помните это и злитесь. Вам обязательно станет легче, вы станете добрее, это продлит вам жизнь, и вы не затухнете из-за злобы и ненависти. Отпустите прошлое. Ведь многих оно держит очень крепко. В конце концов, никто не знает, что с нами будет завтра, и когда мы точно уйдем навсегда с этого мира. Пусть другие люди не держат зла на вас, и вы не держите. И да, не говорите, что ни на кого не обижаетесь. И что никто вас не никогда не обижал, и вы не таите на этих людей злобу. Иногда воспоминания всплывают и боль, и груз от них не дает нам жить дальше, не дает нам быть счастливыми и открытыми миру.

8. Попутешествовать автостопом

Рискните, оно того стоит!

9. Не быть потребителем и не вестись на рекламы

Тут главное – понять, где истинно ваши желания, а где насажанные вам извне.

10. Изучить иностранный язык и завести себе настоящих друзей из страны, язык которой вы изучили.

Каждый новый язык – это еще одна личность в вас. Новый язык – это целый пласт культуры, обычаев, отношений и впечатлений. Не оставляйте себя такого удовольствия.

11. Попутешествовать с помощью коучс е рфинга

Коучсерфинг – это сеть открытых и готовых помочь людей. Вам бесплатно предоставят ночлег и другую помощь во время вашего путешествия. И не важно, в какую страну – там всегда найдется парочка подходящих вариантов. Плюс, с его помощью вы сможете осуществить и предыдущий пункт. Сайт сети: couchsurfing.org

12. Устроится волонтером

Что может быть лучше, чем помогать другим. Уберите парк, помогите бездомным, проявите свои человеческие качества.

13. Сделать один безумный поступок, который вы всегда боялись сделать

Что вам мешает? Забудьте о преградах! Только вперед!

14. Прочитать книгу Дена Бютнера и прожить минимум на 10 лет дольше.

Можно взять и любую другую зарекомендовавшую себе книгу. Но в этой, собраны простые и очень эффективные способы продлить себе жизнь. И это доказывают многочисленные исследования самых старых долгожителей планеты. Все есть в книге. Живите долго и здорово!

15. Учить стихи, выучить красивый стих

Учите стихи, это ведь так красиво! Выберите хотя бы один очень тронувший вас стих и заучите его на память и постоянно цитируйте. Я так сделал со стихом « » Редьярда Киплинга.

16. Прожить одному 7 дней без интернета, телевизора, телефона и компьютера вдалеке от цивилизации и средств коммуникации.

Звучит как подвиг, правда! Это и есть маленький подвиг. Всего 7 дней, а вернутся вы можете, уже совсем другим человеком. Но в то же время, что такое 7 дней…

17. Завести дневник, записывать свои мысли, идеи. А потом передать его в наследство своим детям или внукам, чтобы они лучше узнали тебя и твой внутренний мир.

Я бы хотел получить такой от своего отца или дедушки.

18. Выбрать один день в неделю и посвятить его близким и друзьям

Соберитесь вместе с близкими друзьями, родственниками, приготовьте какое-то новое блюдо и приятно проведите время. Пусть это станет вашей традицией.

19. Найти человека (или несколько), который имеет такую же мечту как у вас. И вместе, достичь ее.

Начать можно с чего-то мелкого. И кто знает, может, вы встретите не только друга по достижению целей, но и спутника жизни. Ведь у вас будет столько общего

20. Помочь кому-либо безвозмездно, без возвышения себя, без чувства гордости.

Например, другу и соседке или простому прохожему. Но только так, чтобы об этом никто не узнал и ваш уровень гордыни не зашкаливал от этого.

21. Купить букет цветов и раздарить прохожим

Мелочь, а приятно

22. Сделать пожертвование в детдом старыми вещами из детства, или денежный взнос или свое время.

Ведь в мире есть столько обделенных судьбой, нуждающихся во внимании и тепле. Не будьте равнодушны.

23. Организовать или просто поучаствовать во флэш-мобе

Это может быть все что угодно, почувствуйте себя в роли актера или танцора индийских сериалов. Хоть это сейчас тренд, но смеха и радости это принесет немало.

24. Найти старую фотографию со своими друзьями, собрать их вновь на том же месте и сделать такую же фотографию но только где вы уже взрослые.

Может некоторых из друзей на вашей старой фотке вы уже с десяток лет не видели – будет отличный повод снова увидится. Ведь друзья – это вторая, семья!

25. Составить генеалогическое древо хотя бы до 10 поколения, а лучше больше.

Вы должны знать, кто ваши предки и чтить память о них. Кто знает – может с вас начнется слава вашего рода или в вас течет благородная кровь. Сделайте это пока ваши старые родственники еще живы.

26. Если вы профессионал в какой-то сфере, то найдите себе ученика и обучите его всем навыкам и тонкостям своей профессии.

Передайте ваш дар, не прячьте его только в себе, пусть гуляет по миру и делает жизнь других легче и лучше. Станьте мастером для своего подмастерья.

27. Хотя бы раз в жизни целый день не врать, не лицемерить. Говорить все, что думаешь и чувствуешь.

Сложный вызов. Но постарайтесь выйти за рамки, не стоит бояться последствий. Через 10 лет вы вряд ли, вспомните о тех проблемах, которые возникли из-за вашей искренности. Либо этот день изменит вашу жизнь навсегда, и вы больше никогда не будете лукавить ни перед другими, ни перед собой. Ведь интересно!

28. Создать доску своего вдохновения.

Не путать с доской визуализации, это совсем разные вещи. Все мы иногда сердимся, плохо себя чествуем и испытываем злость, агрессию. У нас у всех иногда опускаются руки и нет сил дальше бороться, и добиваться целей. Создайте доску или плакат с фотографиями, рисунками, вещами, которые на 100% и всегда смогут вас развеселить, вдохновить, мотивировать и вдохнут у вас веру в себя.

29. Посетить скотобойню, фабрику по производству меха и место массовой вырубки лесов.

Не стоит жить в иллюзиях, посмотрите за занавес этих ужасных мест, этих современных концлагерей. После такого, вы уже не будете прежним, никто не будет. Разве что у вас камень вместо сердца.

30. Побывать на ЧАЭС в Припяти.

Это уникальный памятник человеческой глупости и недальновидности. Наглядный пример, как не нужно делать и к чему это может привести. Не стройте свои «ЧАЭС» в своей жизни.

31. Сделать подарок своими руками и подарить дорогому и близкому человеку .

Вложите все свое воображение, все свои способности и желание сделать приятно. Но дарите просто так, без ожиданий! Главное внимание.

32. Никогда не изменять своей второй половинке

И не говорите, что вы тогда были в ссоре. Если решились быть вместе, тогда несите ответственность за это решение. А если не уверены в себе, тогда незачем и вступать в брак. Просто не усложняйте себе и другим жизнь. Не причиняйте людям душевную боль.

33. Устройте праздник-сюрприз для дорогих вам людей

И не важно, что у вас может не быть много денег. Просто украсьте дом шариками, испеките торт, выучите песню. Ведь важно не стоимость подарка, а сила чувств, которые вы вкладываете в это, и то удивление и счастье, что вы подарите.

34. Всегда дарите своей маме цветы и открытку в день матери, 8 марта, день ее рождения.

И это минимум! Ведь без нее не было бы вас. Ведь она подарила вам жизнь. Простите ее если есть за что и не сердитесь на нее. Ведь наступит момент, когда ее не станет, тогда вы уже не сможете наверстать упущенные время и слова.

35. Ценить своих друзей

Ведь друг это самое ценное, что у вас есть и будет всегда. Он вам будет еще нужнее, когда ваши дети вырастут и покинут ваш дом, когда ваших родителей не станет. А если у вас есть друзья детства, то цените их в 100 раз сильнее, ведь они вас любили и дружили с вами еще задолго до вашей высокой должности, вашей жены/мужа, детей. Не исключайте их из своей жизни. А если вас судьба разделила и раскинула по миру — найдите, позвоните, попросите прощения и расскажите о своих чувствах и необходимости их участия в вашей жизни.

36. Прожить сутки без электричества вообще

Даже без холодильника =). Еще один, выходящий за все рамки, но очень полезный поступок. Разорвите шаблон, сломайте систему, хотя бы на сутки. Если сорветесь, хоть раз, этот день уже не в счет.

37. Пробыть месяц вегетарианцем

Думаю, после выполнения пункта №29 это будет намного проще, чем кажется. Поверьте – никакого вреда здоровью вы не нанесете, но спасете несколько невинных жизней, и возможно, вам понравится это.

38. Не посещать зоопарки и цирки

В Англии, например, запретили использовать зверей в представлениях. Так зачем и вам смотреть на этих несчастных пленников, радоваться их трюкам, когда за этим стоит жестокость при дрессировке и негуманное отношение. Хотите увидеть диких зверей – идите в исследовательский поход или смотрите просто потрясающие фильмы о природе.

39. Откладывать КАЖДЫЙ день небольшую сумму на протяжении 10 лет и на собранные деньги, вместе с друзьями сделать то, что всегда хотели, но не хватало денег, или посетить то место где вы всегда хотели побывать с друзьями.

Осуществите мечту, хоть и через 10 лет. Это воспитает в вас упорство и целеустремленность. Докажите себе, что вы достойны! Я уже 4 года откладываю.

40. Сказать всем, кого вы любите и цените, как сильно вы их любите и цените.

Самое простое, и одновременно, самое сложное из этого списка. Сделайте это сегодня, и напишите, что почувствовали. Повторять раз в месяц.

41. Родить и воспитать хотя бы двоих детей

Вы будете хорошими родителями!

42.Самому себе сшить одежду и, возможно, одеваться в нее.

Все мы носим одежду, но ведь ее кто-то создает. Станьте и вы создателем своей линии одежды для самого себя. Креативных вам идей! И побольше цвета!

43. Обучится какому-то прикладному навыку

Например пчеловодству, или садоводству, резьбе по дереву или кладке кирпича. В эпоху, когда все можно делать правой рукой, держа ее на мышке, это станет для вас глотком чистого воздуха. Ведь это так приятно уметь делать что-то материальное, пусть даже это починка водопровода.

44. Посадить 7 дубов, вырастить их и через лет 20-30 срубить, сделать доски и постелить в доме своего сына дубовый паркет.

И когда ваш сын будет ходить по этому полу со своими детьми, и пол будет тихо поскрипывать, он будет вспоминать, что этот пол для него сделали вы и ваши внуки и правнуки об этом будут знать

45. Купить себе авоську и ходить с ней по продукты

Все просто, откажитесь от пластиковых пакетов и будет вам счастье.

46. Писать реальные письма и дарить реальные открытки

Я где-то читал, что после эры человечества не останется никаких сведений, так как все хранится в электронном виде. Так может быть стоить дарить близким реальные открытки, писать реальные письма на бумаге и печатать фотографии в альбомы, а не выкладывать на стену в соц. Сетях, писать смс и электронные письма?

47. Сделать свою личную капсулу времени и положить в нее свое послание будущим современникам.

Пошлите частичку себя в путешествие во времени

48. Простить человеку поступок, который вы бы никогда и ни за что не простили. Простить и отпустить!

Это прерогатива сильных духом!

49. Побороть один из самых сильных своих страхов! Стать выше него

Вы потом еще будете с улыбкой вспоминать, как вы могли бояться этого. Просто сделайте шаг навстречу.


50. Раскрыть ваш талант

Не талантливых нет, просто не все подозревают про свои таланты. Ваша задача найти, взрастить и дать расцвести своему таланту, своим способностям. Тут главное терпение и упорство!

51. Добавить к этому списку лично свой пункт и выполнить его

Список был бы не полон без этого пункта.

Дерзайте!

P.S. Наша книга

П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности.

http://socioline.ru/_seminar/library/misc/berger/scr_11.php

…Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой реальность par excellence. Это - реальность повседневной жизни. Ее привилегированное положение дает ей право называться высшей реальностью. Напряженность (с. 41:) сознания наиболее высока в повседневной жизни. т.е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, настоятельно и глубоко. Невозможно не заметить и трудно ослабить ее властное присутствие. Следовательно, она вынуждает меня быть к ней предельно внимательным. Я воспринимаю повседневную жизнь в состоянии бодрствования. Это бодрствующее состояние существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимается мной как нормальное и самоочевидное, то есть составляет мою естественную установку.

Я полагаю реальность повседневной жизни как упорядоченную реальность. Ее феномены уже систематизированы в образцах, которые кажутся независимыми от моего понимания и которые налагаются на него. Реальность повседневной жизни оказывается уже объективированной, т.е. конституированной порядком объектов, которые были обозначены как объекты до моего появления на сцене. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение и эти объективации, и сама повседневная жизнь.

Я живу в географически определенном месте; я пользуюсь инструментами - от консервного ножа до спортивных автомобилей, - которые указаны в техническом словаре моего общества; я живу в переплетении человеческих взаимосвязей - от моего шахматного клуба до Соединенных Штатов Америки, - которые тоже упорядочены посредством словаря. Таким (с. 42:) образом, язык отмечает координаты моей жизни в обществе и наполняет эту жизнь значимыми объектами.

Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. Это “здесь-и-сейчас” - фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. В том, как это “здесь-и-сейчас” дано мне в повседневной жизни, заключается realissimum моего сознания. Реальность повседневной жизни, однако, не исчерпывается этим непосредственным присутствием, но охватывает и те феномены, которые не даны “здесь-и-сейчас”. Это означает, что я воспринимаю повседневную жизнь в зависимости от степени пространственной и временной приближенности или удаленности. Ближайшей ко мне является та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна моей физической манипуляции. Эта зона включает мир, находящийся в пределах моей досягаемости, мир, в котором я действую так, чтобы видоизменить его реальность, или мир, в котором я работаю. В этом мире труда мое сознание руководствуется прагматическим мотивом, т.е. мое внимание к этому миру определяется главным образом тем, что я делаю, делал или собираюсь делать в нем. Так что это мой мир par excellence. Конечно, я знаю, что реальность повседневной жизни содержит и другие зоны, не столь доступные моему пониманию. Но либо у меня нет прагматического интереса в этих зонах, либо мой интерес не является непосредственным, поскольку потенциально они могут быть для меня зонами манипуляции. Обычно мой интерес в этих отдаленных зонах (с. 43:) менее интенсивен и, конечно, не столь настоятелен. Я очень заинтересован в ряде объектов, вовлеченных в мою повседневную работу, - скажем, в мире гаража, если я механик. Меня интересует, хотя и непрямо, то, что происходит в научно-исследовательских лабораториях автомобильной промышленности Детройта. Маловероятно, что когда-нибудь мне доведется побывать в одной из таких лабораторий, но работа, проделанная там, в конечном счете будет влиять на мою повседневную жизнь. Меня может интересовать, что происходит на мысе Кеннеди или где-то еще, но это интерес - частное дело, скорее выбор досуга, чем настоятельная необходимость повседневной жизни.



Реальность повседневной жизни представляется мне как интерсубъективный мир, который я разделяю с другими людьми. Именно благодаря интерсубъективности повседневная жизнь резко отличается от других осознаваемых мной реальностей. Я один в мире снов, но я знаю, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для меня. Действительно, в повседневной жизни я не могу существовать без постоянного взаимодействия и общения с другими людьми. Я знаю, что моя естественная установка по отношению к этому миру соответствует естественной установке других людей, что они тоже понимают объективации, с помощью которых этот мир упорядочен, и в свою очередь также организует этот мир вокруг “здесь-и-сейчас”, их бытия, и имеют свои проекты действий в нем. Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная (с. 44:) моей. Мое “здесь” - это их “там”. Мое “сейчас” не полностью совпадает с их. Мои проекты не только отличаются, но могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире. Но важнее всего то, что я знаю, что существует постоянное соответствие между моими значениями и их значениями в этом мире, что у нас есть общее понимание этой реальности. Естественная установка именно поэтому и является установкой повседневного сознания, что связана с миром, общим для многих людей. Повседневное знание - это знание, которое я разделяю с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни.

Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу повседневной жизнью согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того чтобы отказаться от него, как мне того хотелось бы, скажем, в процессе теоретического или религиозного размышления, я должен совершить резкий скачок. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то должен приложить немало усилий. Переход ученого или философа от естественной к теоретической установке хорошо иллюстрирует этот момент. Однако не все аспекты этой (с. 45:) реальности в равной степени непроблематичны. Повседневная жизнь разделена на сектора, одни из которых воспринимаются привычно, а в других я сталкиваюсь с проблемами того или иного рода. Предположим, я - автомеханик, хорошо осведомленный относительно автомобилей американских марок. Все, что связано с ними, - это обычный непроблематичный аспект моей повседневной жизни. Но однажды в гараже появляется тот, кто просит починить меня “фольксваген”. И теперь я вынужденно вовлечен в проблематичный мир машин иностранных марок. Я могу делать это из профессионального любопытства или потому, что вынужден, но в любом случае теперь я сталкиваюсь с проблемами, которые еще не стали для меня привычными. В то же время, я, конечно, не покидаю реальность повседневной жизни. В сущности, она становится богаче, поскольку в ней появляются знания и умения, необходимые для ремонта машин иностранных марок.

Реальность повседневной жизни включает оба вида секторов, поскольку то, что оказывается проблемой в одной реальности, не является таковой в других (например, в реальности теоретической физики или в реальности ночных кошмаров). Так как привычный порядок повседневной жизни не прерывается, то и воспринимается как непроблематичный.

Но даже непроблематичные сектора повседневной реальности являются таковыми лишь до тех пор, пока нет свидетельств об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением проблемы не прерывается их последовательное функционирование. Когда это происходит, реальность (с. 46:) повседневной жизни стремится интегрировать проблематичный сектор в тот, который уже непроблематичен. Повседневное знание содержит множество рекомендаций по поводу того, как это следует делать. Например, люди, с которыми я работаю, непроблематичны для меня, пока они делают что-то знакомое, само собой разумеющееся, скажем, печатают на машинке за соседними столами в моей конторе. Они становятся проблематичными, если прерывают этот привычный порядок, например, собираясь в углу и говоря шепотом. Так как я должен понять смысл этих необычных действий, у меня есть несколько возможных вариантов решения этой проблемы и реинтеграции моего повседневного знания в непроблематичный привычный ход повседневной жизни: они могут советоваться по поводу того, как починить сломанную машинку, или, возможно, у одного из них есть какие-то срочные распоряжения шефа и т.д. С другой стороны, я могу обнаружить, что они обсуждают проведение забастовки, что выходит за пределы моего опыта, но еще находится в рамках тех проблем, с которыми связано мое повседневное знание. Для повседневного знания обнаружение этого факта выступает скорее в качестве проблемы, чем просто реинтеграции в непроблематичный сектор повседневной жизни. Однако, если я прихожу к выводу, что мои коллеги коллективно помешались, тогда эта проблема предстает совершенно в ином свете. Теперь я сталкиваюсь с проблемой, которая выходит за пределы реальности повседневной жизни и свидетельствует об абсолютно другой реальности. (с. 47:)

Действительно, вывод о том, что мои коллеги сошли с ума, ipso facto означает, что они попали в мир, больше не являющийся нашим общим миром повседневной жизни.

По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в рамках высшей реальности, отмеченными характерными значениями и способами восприятия. Высшая реальность окружает их со всех сторон, и сознание всегда возвращается к высшей реальности как из экскурсии. Это становится понятнее на уже приводившихся примерах реальности сновидений или теоретического мышления. Аналогичны “переключения” с мира повседневной жизни на мир игры, как играющих детей, так и взрослых. Блестящая иллюстрация такой игры - театр. Переход из одной реальности в другую отмечен тем, что поднимается и опускается занавес. Когда занавес поднимается, зритель “переносится” в другой мир со своими собственными значениями и устройством, не имеющими ничего или, напротив, много общего с устройством повседневной жизни. Когда занавес опускается, зритель “возвращается к реальности”, вернее, к высшей реальности повседневной жизни, по сравнению с которой реальность, представленная на сцене, теперь кажется незначительной и эфемерной, сколь бы живым ни было представление несколько минут назад. Эстетический и религиозный опыт богат такого рода переходами, поскольку искусство и религия создают конечные области значений.

Все конечные области значений характеризуются переключением на них внимания с (с. 48:) реальности повседневной жизни. Хотя, конечно, переключения внимания случаются и в рамках повседневной жизни, но переключение внимания на конечную область значений - гораздо глубже и основательнее. Происходит радикальное изменение напряженности сознания. В контексте религиозного опыта его называли просто “скачком”. Впрочем, нужно подчеркнуть, что реальность повседневной жизни сохраняет свой верховный статус даже и в случае таких “скачков”. Если не что-то иное, то язык убеждает нас в этом. Обычный язык, объективирующий мой опыт, укоренен в повседневной жизни и сохраняет с ней связь, даже если я пользуюсь языком для интерпретации опыта в конечных областях значений. Поэтому обычно я “искажаю” реальность последних, как только начинаю пользоваться языком для их интерпретации, т.е. я “перевожу” неповседневный опыт в высшую реальность повседневной жизни. Это хорошо видно на примере сновидений, а также характерно для тех, кто пытается описать теоретический, эстетический и религиозный миры значений. Физик-теоретик говорит нам, что его концепция пространства невыразима на разговорном языке, так же, как артист говорит то же самое о смысле его произведений, а мистик - о встрече с божественным. Однако все они - сновидец, физик, артист и мистик - живут также и в реальности повседневной жизни. Одной из важнейших проблем для них оказывается то, как интерпретировать сосуществование этой реальности с другими, вкрапленными в нее реальностями.

Мир повседневной жизни имеет пространственную и временную структуры. (с. 49:) Пространственная структура здесь нас мало интересует. Достаточно сказать лишь то, что она имеет социальное измерение, благодаря тому факту, что зона моих манипуляций пересекается с зоной манипуляций других людей. Гораздо важнее для нашей цели временная структура.

Темпоральность - это свойство, присущее сознанию. Поток сознания всегда упорядочен во времени. Можно различать разные уровни темпоральности, поскольку она характерна для любого субъекта. Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему. Для того чтобы детально проанализировать уровни интерсубъективной темпоральности, следовало бы значительно расширить рамки данных пролегомен.

Как мы уже отмечали, интерсубъективность повседневной жизни тоже имеет темпоральное измерение. В мире повседневной жизни есть свое интерсубъективное доступное стандартное время. Стандартное время можно понять как пересечение космического времени и существующего в обществе календаря, основанного на временных циклах природы и внутреннего времени с его указанными выше различиями. Не существует полной одновременности этих различных уровней темпоральности, о чем свидетельствует восприятие ожидания. Как мой организм, так и мое общество накладывают на меня и мое внутреннее время определенную последовательность событий, включающую и ожидание. Мне может хотеться принять участие в спортивном состязании, но приходится ждать, пока заживет мое ушибленное (с. 50:) колено. Или опять приходится ждать, пока будут готовы бумаги, необходимые для официального признания моей квалификации. Вполне понятно, что темпоральная структура повседневной жизни необычайно сложна, так как разные уровни эмпирической темпоральности все время должны приводиться в соответствие друг с другом.

Я сталкиваюсь с темпоральной структурой повседневной жизни как с фактичностью, с которой я должен считаться, т. е. я должен постараться, чтобы мои проекты совпадали с ней по времени. В повседневной жизни я воспринимаю время как непрерывное и конечное. Все мое существование в этом мире, постоянно упорядочиваемое временем, насквозь проникнуто им. Моя собственная жизнь - лишь эпизод во внешнем условном потоке времени. Оно существовало до моего рождения и будет существовать после того, как я умру. Знание неизбежности моей смерти делает это время конечным для меня. У меня есть лишь определенное количество времени, отпущенное мне для реализации моих проектов, и знание этого влияет на мое отношение к этим проектам. Поскольку я не хочу умирать, это знание отравляет тревогой мои проекты. Так, я знаю, что не смогу до бесконечности участвовать в спортивных состязаниях. Я знаю, что становлюсь старше. Может даже статься, что это последняя возможность моего участия. Мое ожидание будет тревожным в той степени, в какой конечность времени посягает на мой проект. Как уже отмечалось, эта темпоральная структура принудительна. Я не могу по своей воле повернуть вспять последовательность событий, налагаемых ею: “первое-сначала” - это (с. 51:) существенный элемент моего знания повседневной жизни. Так, я не могу сдать тот или иной экзамен, пока не усвою определенных образовательных программ, не могу приступить к работе, пока не сдам экзамена и т.д. Кроме того, та же темпоральная структура предполагает историчность, которая определяет мою ситуацию в мире повседневной жизни. Я родился в один день, пошел в школу - в другой, начал работать - в третий и т.д. Однако эти даты всегда “размещены” в более широких исторических рамках, и это “размещение” несомненно формирует мою ситуацию. Так, я родился в год полного банкротства, когда мой отец потерял все свое состояние, я пошел в школу прямо перед революцией, начал работать сразу после того, как разразилась мировая война и т.д. Темпоральная структура налагает предустановленную последовательность не только на “повестку” любого дня, но и на всю мою биографию. В рамках системы координат, установленной темпоральной структурой, я воспринимаю как ежедневный “ритуал”, так и всю мою биографию. Часы и календарь подтверждают, что я в самом деле “человек своего времени”. Лишь в рамках этой временной структуры повседневная жизнь сохраняет для меня свой акцент реальности. Так, в случаях, когда я по той или иной причине могу быть “дезориентирован” (скажем, если в результате автомобильной катастрофы я потеряю память), я чувствую почти инстинктивное стремление “переориентировать” себя в рамках темпоральной структуры повседневной жизни. Я смотрю на свои часы и пытаюсь вспомнить число. Уже только благодаря этим действиям я снова возвращаюсь в реальность повседневной жизни. (с. 52:)

Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. - 1988, № 2.

http://countries.ru/library/texts/shutz.htm

Рут Кох, Кеннет Хок

ИДТИ ПО ЖИЗНИ, НО НЕ БЫТЬ НА ПОВОДУ У ЖИЗНИ
КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ АССЕРТИВНО

М.: Триада, 2018, 242 с., обложка, ISBN 978-5-86181-635-9

Ассертивность/ Уверенность в себе/ Самооценка/ Отношения/ Вера/ Духовный рост


О чем эта книга?
Книга психолога-консультанта Рут Кох и клинического психолога и священника Кеннета Хока посвящена неотъемлемому и существенному качеству полноценной личности – ассертивному поведению. У ассертивного человека – нормальная самооценка, здоровые отношения с людьми и Богом, он владеет собой и обстоятельствами.

В разных ситуациях повседневной жизни поведение большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей – пассивности или агрессивности. В первом случае человек добровольно принимает на себя роль жертвы, им руководит страх перед переменами или возможностью потери того, что уже нажито, неуверенность. Во втором случае у человека имеется явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Ассертивное поведение подразумевает уважение к себе и другим. Ассертивный человек честен, искренен и открыт. Он заботится о ближнем, но думает и о себе. Без такого поведения немыслим христианский образ жизни, и именно оно угодно Богу.

Ассертивность может проявляться в самых разных действиях. Здесь – и умение отстоять свои права, и искренне выразить нежные чувства, и похвалить кого-то или отреагировать на похвалу, и спокойно сказать «да» или «нет» в ответ на просьбу. Ассертивность позволяет взаимодействовать с людьми, не прибегая к угрозам, враждебности, манипулированию и прочим проявлениям агрессии. Она позволяет не быть пассивными при общении с «агрессорами» и «манипуляторами», не чувствовать себя запуганными, униженными или оскорбленными и не испытывать «комплекс жертвы».

  • Прочитав эту книгу и освоив хотя бы некоторые приемы ассертивного поведения, вы увидите значительные изменения к лучшему в себе и своей жизни. Вы станете свободной, цельной личностью, которая:
  • Знает, что у нее всегда есть выбор. - Смело и активно движется вперед, идет навстречу событиям.
  • Движима любовью, а не какой-то ложной мотивацией (например, страхом, чувством вины и тому подобное).
  • Уверенно, без излишней нервозности отстаивает свои права. - Имеет нормальную самооценку и здоровое чувство собственного достоинства.
  • Честна и искренна.
  • Учитывает пределы возможностей, способностей, сил и времени – как свои, так и других людей.
  • Открыта, но устанавливает границы общения.
  • Сама выбирать тип своего поведения: ассертивный, агрессивный или пассивный.

Эта книга поможет читателю овладеть навыками ассертивного поведения, став для него путеводителем к согласию с самим собой, людьми и Богом, к благополучной и успешной жизни.

Для кого написана эта книга?

Книга «Идти по жизни, но не быть на поводу у жизни» адресована самому широкому кругу читателей. Она будет полезна не только христианам, но также и людям, исповедующим другие религии, и неверующим. Ее стоит прочитать тем:

  • кто при всем внешнем благополучии постоянно испытывает депрессию – от легкой до глубокой;
  • у кого работы всегда слишком много, и с ней никак не справиться;
  • кто тратит все душевные силы, чтобы подавлять свои истинные чувства, и не признается сам себе, что его снедают тревога и чувство вины;
  • у кого застой в делах, ощущение безвыходности; - у кого неблагополучия в отношениях, частые конфликты на работе, в семье или с друзьями;
  • кто постоянно находится в стрессовом состоянии;
  • кого не покидает чувство неуверенности;
  • кому отравляют жизнь скопившиеся в душе обиды;
  • кто с трудом принимает решения;
  • кто в ответ на просьбу отвечает «да» или «нет» вопреки себе;
  • кто не умеет использовать критику себе во благо;
  • кто не в состоянии принимать похвалу и хвалить.

Эта книга будет также полезна священникам, христианским и светским психологам и консультантам, социальным работникам и педагогам

Что в ней нового и особенного?

Среди популярных изданий, посвященных модной сегодня теме ассертивности, эта книга выгодно выделяется тем, что учит не только внешним переменам поведения. Человек, который применит в своей жизни изложенные в ней принципы, не просто добьется желанных изменений в какой-то конкретной области – например, на работе или в семейных отношениях. У него произойдет значительное улучшение и в других жизненных сферах, а сам человек существенно продвинется по пути личностного роста. Многие христиане относятся ко всяким психологическим «штучкам» – в частности, к ассертивности – очень настороженно. Авторы убедительно показывают, что ассертивность присуща христианскому образу жизни и что во время Своей земной жизни Христос вел Себя исключительно ассертивно.

Об авторах
Рут Кох – практикующий психолог, семейный консультант и социальный работник. Более 40 лет проводит в различных христианских учебных заведениях курс психического здоровья. Разработала ряд эффективных практических стратегий по преодолению проблем христианской жизни. Автор нескольких книг, ведущая радиопрограмм, посвященных христианской психологии. Рут Кох – вдова, у нее две взрослых дочери и три внучки.

Доктор Кеннет Хок – пастор и клинический психолог. Главная область его профессиональных и священнических интересов – обучение христиан тому, как пережить горе: смерть любимого человека, распад семьи, собственное неизлечимое заболевание. Он посвятил себя этому служению в 2002 г., после смерти от рака любимой жены. Кроме того, доктор Хок успешно помогает верующим различных конфессий решать личностные проблемы и проблемы отношений. Книга, написанная Рут Кох и Кеннетом Хоком совместно, переведена на многие языки и переиздавалась десятки раз.

Содержание

Введение.

Прочтите эту книгу ассертивно!

ЧАСТЬ I ЧТО ТАКОЕ АССЕРТИВНОСТЬ?

Глава 1. Пассивность, агрессивность и ассертивность

Глава 2. Ассертивный образ жизни

Глава 3. Зачем нужна ассертивность?

ЧАСТЬ II АССЕРТИВНОСТЬ – БИБЛЕЙСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Глава 4. Иисус жил ассертивно

Глава 5. Видеть все изволение Божье

Глава 6. Ассертивность в молитве, прославлении и благодарении Бога и в христианском увещевании

ЧАСТЬ III АССЕРТИВНОСТЬ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

Глава 7. Когда и где проявлять ассертивность?

Глава 8. Что говорить, когда хочешь вести себя ассертивно?

Глава 9. Что делать, когда хочешь вести себя ассертивно?

ЧАСТЬ IV ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АССЕРТИВНОСТИ

Глава 10. Как предъявлять требования

Глава 11. Реакция на просьбу или требование: согласие, отказ, продолжение переговоров

Глава 12. Критика и реакция на нее

Глава 13. Выражение собственного гнева и реакция на чужой

Глава 14. Похвала и благодарность: как их выражать и принимать

Глава 15. Любовь: как ее выразить и как принять

ЧАСТЬ V ЛЮБЯЩИЙ АССЕРТИВНЫЙ ХРИСТИАНИН

Глава 16. Ассертивный выбор пассивного или агрессивного поведения

Глава 17. Готовьтесь вести себя ассертивно

Глава 18. Мешок золотых монет

Приложение 1

Приложение 2

Иногда кажется, будто в нашей повседневной жизни не осталось больше ничего таинственного. Наши диеты расписаны до малейших подробностей, существует бесчисленное количество книг о том, как нужно воспитывать детей и обучать домашних питомцев. А если у нас возникают какие-либо вопросы, мы может просто зайти в интернет и найти необходимые ответы. Тем не менее, в нашей жизни всё же существуют вещи, способные озадачить экспертов.

10. Как работают средства по избавлению от икоты?

Икота - это очень странная вещь и учёные до сих пор не до конца уверены в том, почему она появляется. Не существует реальной, практичной причины для появления икоты и мы не знаем, как именно работают проверенные способы борьбы с икотой. У каждого есть своё любимое средство от икоты - от употребления ложки сахара до задержки дыхания. Существует такое огромное количество способов того, как избавиться от икоты, что кем бы вы ни были и где бы вы ни находились, у кого-то точно будет готов совет о том, что надо сделать, чтобы от неё избавиться. Как оказалось, методы борьбы с икотой не являются универсальными – то что помогает одному человеку, может оказаться бесполезным для другого, кроме того ни для одного из них нет научного основания. А как же насчёт тех, что отлично работают, спросите вы. Мы совершенно определённо не знаем, как они это делают.

По сути, икота является спазмом диафрагмы, который может быть вызван чем угодно, от смеха до лекарственного средства. Избавление от икоты, по всей видимости, зависит от нескольких факторов. Судя по всему, от икоты помогает избавиться повышенный уровень углекислоты, но никто не знает, как именно это влияет на процесс. Среди других относительно успешных методов находится зажимание блуждающего нерва, чья функция заключается в том, чтобы не позволить нам дышать и глотать одновременно. Мы также понятия не имеем, какое отношение он имеет к диафрагме, но, по всей видимости, он является причиной, по которой надавливание на глаза и оттягивание мочки уха помогает остановить икоту. Эти действия стимулируют блуждающий нерв. Ещё одним методом, который хорошо помогает, является, как ни странно, ректальный массаж. В 1988 году он использовался для лечения очень тяжёлых случаев икоты. Тем не менее, успех этого метода также обусловлен стимуляцией блуждающего нерва.

9. Почему мотыльков привлекает свет?


Все мы видели, как это происходит и, скорее всего, никогда об этом не задумывались. Насекомых привлекает свет, но почему? Это тот принцип, на котором построено большинство приспособлений для привлечения и уничтожения насекомых, но никто не знает, почему насекомых влечёт свет. Существует несколько теорий по этому поводу, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно правильной и обоснованной. На самом деле, против каждой из них можно привести несколько довольно веских аргументов.

Согласно одной теории, насекомых привлекают лишь искусственные лампочки, то есть свет созданный человеком. Предположительно, искусственный свет мешает навигационной способности насекомых, однако мы не уверены в том, что насекомые используют свет в качестве навигационной подмоги. Некоторые учёные также предполагали, что мотыльки могут путать частоты искусственного света с феромонами, источаемыми партнёрами, готовыми спариваться, однако не было найдено никаких аргументов в поддержку этой теории.

Исследователи обнаружили, что это довольно странное поведение, в частности, потому, что оно, судя по всему, распространяется на многие виды, но также работает против выживания этих видов. Несмотря на поведение камикадзе, которое должно было бы способствовать искоренению этой практики или, по крайней мере, уничтожению той части популяции, которая это делает, оно продолжает оставаться основной моделью поведения.

8. Что такое пена?


Каждый раз, когда вы моете посуду или намыливаете руки мылом, вы создаёте одно из самых загадочных веществ в домашнем обиходе – пену. Пена не считается жидкостью, газом или твёрдым веществом, а всеми тремя одновременно. Различные типы веществ образуют разные типы пены, которая работает по-разному. О том, как именно образуется пена, известно не слишком много, кроме того, практически невозможно с точностью определить какой тип пены образуется при сочетании разных веществ.

Большинство видов пены состоит в основном из газа, зажатого между частицами жидкости, однако в мире не существует математической формулы для определения того, как пена поведёт себя в тех или иных условиях. Некоторые виды пены являются плотными, такие как пены для бритья, в то время как другие являются разряжёнными, как мыльные пузыри. Размер пузырьков, скорее всего, не оказывает никакого влияния на то, как ведёт себя пена. Причина, по которой мы не может узнать о пене больше, является довольно странной.

Пузырьки пены по своей природе обладают необычной формой. Критическая точка пены, определяемая как момент, когда все пузырьки в пене обладают совершенно сферической формой, невозможно достичь на Земле из-за силы тяжести. Сила тяжести тянет пузырьки пены вниз и её воздействие настолько велико, что даже в слое пены толщиной всего несколько сантиметров существует определенная разница между формой пузырьков внизу и наверху. Это делает проведение экспериментов на пене невозможным без изменения того, чем она является.

7. Как образуется статическое электричество?


Это немного раздражающее явление обычно происходит, когда на улице стоит засушливая погода, а вы, например, прошлись по ковру. В то время как мы знаем то, как накапливается статическое электричество, вопрос о том, как оно образуется, является на удивление сложным с необычайно уклончивым и пространным ответом.

Проблема в поиске объяснения обнаруживается тогда, когда один из материалов, участвующих в процессе образования этого электричества, по сути, является электрическим изолятором. Не существует ни одной подтвержденной причины того, почему электрический заряд должен передаваться от или к изоляционному материалу. Изоляционный материал, по своей природе, не должен этого допускать. Проблема осложняется ещё и тем, что разные материалы и проводники обладают различными механизмами для проведения, накопления и передачи статического электричества.

Удар статическим электричеством может также произойти между двумя объектами из одинаковых материалов, что делает явление ещё более странным. В теории, разница в свойствах должна быть тем, что заставляет электрический заряд прыгать от одного материала к другому, но эксперименты, проведенные при трении двух одинаковых материалов, показали, что статическое электричество по-прежнему проходит между двумя объектами. В настоящее время не существует удовлетворительных ответов в области физики или химии, что позволяет сделать предположение о том, что это на самом деле гораздо более сложное явление, чем любая из этих наук может объяснить по отдельности.

6. Откуда появились собаки?


Они являются нашими самыми верными компаньонами, однако мы много не знаем о том, когда же собаки были впервые одомашнены, где это произошло и какими были первые одомашненные .

Исследования на эту тему оказались весьма неубедительными, по оценкам, первое одомашнивание произошло в диапазоне от 9 000 до 34 000 лет назад. Кроме того что это огромный период, исследование также оставило без ответов много вопросов о том, как именно это произошло. Собаки, которые были впервые одомашнены должны были каким-то образом столкнуться с группами охотников-собирателей, в то время как более поздние случаи одомашнивания произошли тогда, когда человеческая раса уже обнаружила сельское хозяйство и начала вести более оседлый образ жизни.

Исследователи из Университета Турку (University of Turku) выделили ДНК самых первых собачьих компаньонов человека, получив довольно потрясающие результаты. Некоторые из самых старых образцов ДНК были взяты у собак, которые жили вместе с людьми приблизительно 33000 лет назад. Их линии отследили до собак, которые жили в Гренландии приблизительно 1000 лет назад. Однако это особенное ДНК, по всей видимости, не имеет отношения к современным собакам, поэтому на данный момент существуют теории о том, что некоторые из «собак», которых одомашнивали тысячи лет назад, были не теми собаками, которые живут с нами сегодня, являясь на самом деле своего рода родственным видом. Древние собаки были найдены в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, однако до сих пор неизвестно, перешла ли идея одомашнивания из одной области в другую, или же оно произошло независимо во всех областях. Если это так, то мы никогда не узнаем, какой народ впервые занялся одомашниванием собак.

5. На самом деле мы не уверены в том, что такое цвета


Наш мир заполнен цветом и мы, в общем-то, пришли к соглашению о том, какими являются определённые цвета. Достаточно просто определить, что банан жёлтого цвета, а брокколи зелёного, но кто может сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек воспринимает зелёный цвет абсолютно одинаково. Никто. Как выяснилось, наука не уверена в том, что все люди одинаково воспринимают одни и те же цвета. Идея кажется весьма странной, особенно учитывая тот факт, что механизм, позволяющий нам видеть цвета по сути один и тот же. Свет попадает в наши глаза, интерпретируется там, а затем обрабатывается нашим мозгом. Однако, как оказалось, всё не так просто, как мы раньше считали и понятие дальтонизма является лишь частью причины.

Мы знаем, что у разных людей есть разное количество фоторецепторов в глазах. Люди, являющиеся дальтониками, обладают слабыми рецепторами и чаще всего страдают из-за отсутствия возможности увидеть зелёный цвет (или различные оттенки зелёного цвета). Тем не менее, существует ещё одна крайность, люди которые слишком чувствительны к цветам. Есть люди, которые видят больше цветов, чем в обычном цветовом спектре. Для них мы являемся дальтониками.

Тем не менее, это довольно экстремальные примеры и эксперименты позволяют предположить, что то, как мы видим цвета, может значительно отличаться от человека к человеку. Когда обезьяны, чьи фоторецепторы, как правило, позволяют им видеть только синий и желтый цвет, были заражены вирусом, изменившим тип цветов, которые их глаза могли воспринимать, они продемонстрировали способность видеть эти новые цвета. Они определили, что цвета были разными, но у нас нет возможности с точностью знать, как именно их мозг интерпретировал новый цвет. По сути, они видели новые цвета, которые их глаза никогда не могли обработать, сделав связь между глазами, получающими изображение, и мозгом, обрабатывающим цвет, ещё более расплывчатой.

4. Является ли вирус живым?


По большей части, всё разделено на две категории: живое и неживое. Ещё с тех пор как учёные узнали о существовании вирусов, им не удавалось определить, являются ли живыми или нет. Изначально считалось, что вирусы являются живыми сущностями. Ученые, которые обнаружили вирусы, рассматривали их как организмы, которые могли размножаться и распространяться, вследствие чего они считали, что вирусы явно живые. Однако к 1930-ым годам учёные из Рокфеллеровского университета (Rockefeller University) наконец-то смогли заглянуть внутрь вируса и определить, что происходит у него внутри. Так как в вирусе не было каких-либо метаболических функций, они решили, что вирус не являлся живой сущностью.

Однако кажущееся точным утверждение было подвергнуто сомнению, когда последующее исследование, проведённое той же командой, показало то, что вирус демонстрирует один из главных компонентов жизни: стремление к размножению. Он не только воспроизводит себе подобные клетки, но также создаёт белки и внутренние химические структуры. Как известно, вирусы также меняются со временем, эволюционируют и проводят такие процессы как исправление ущерба, нанесённого им. Всё это указывает на то, что вирусы являются живыми сущностями, если только не предполагать, что неживые сущности так же способны к эволюции, что является весьма странной теорией.

Вирусы также не могут выполнять эти процессы вне живого хозяина, в результате чего некоторые предполагают, что они функционируют в состоянии чего-то вроде жизни, заимствованной у другого организма, но это не делает ответ более ясным.

3. Почему мы стареем (причём, с разной скоростью)?


Каждый день нам приходится сталкиваться с процессом старения, даже если они не проходят очень быстро. Все представители нашего вида сталкиваются с этим процессом ещё с тех пор, как наш вид впервые появился. Однако мы до сих пор не знаем, чем он вызван. Мы знаем, что происходит с клетками по мере того как они стареют: мышцы теряют свою массу и упругость, связки становятся менее гибкими, а новые клетки становятся всё менее эффективными во впитывании полезных веществ и удалении отходов. Мы просто не знаем почему.

Существует несколько теорий о том, почему клетки стареют так, как они это делают, включая теорию о том, что процесс старения является побочным явлением переработки пищи и выработки отходов. Есть и те люди, которые предполагают, что старение вызвано сугубо внешними факторами, такими как ультрафиолетовые лучи. Некоторые учёные считают, что мы просто генетически запрограммированы стареть и то настолько быстро мы стареем и то, насколько хорошо мы это делаем, совсем не зависит от внешних факторов.

Ещё более странным является вопрос о том, почему мы стареем с разной скоростью. Рассмотрение закономерностей метилирования клеток даёт нам представление о том, сколько им лет, ведь все наши клетки стареют с разной скоростью. Например, ткани женской молочной железы демонстрируют закономерности и изменения, которые указывают на то, что грудь примерно на три года старше календарного возраста человека. На другом конце спектра находятся клетки сердца, которые стареют более медленно и на самом деле могут показаться на несколько лет моложе, чем организм в целом. Почему тело стареет так, как оно это делает и почему оно вообще стареет - эти вопросы до сих пор остаются без ответа.

2. Что вызывает мигрень?


Те люди, которые склонны к мигреням, чувствуют их приближение. Это особый вид головной боли, которая выходит за рамки простой боли и может вызвать тошноту, рвоту, сильную чувствительность к раздражителям, затуманенное зрение и даже привести к потере сознания. Однако мы до сих пор не знаем, почему некоторые люди страдают от мигреней и почему существует так много различных причин, которые их вызывают. Некоторые люди могут страдать от мигреней, которые вызваны сменой погоды, ярким солнечным светом либо физической нагрузкой. Для других причина заключается в сенсорных ощущениях - мигрень может быть вызвана определённым запахом или употреблением определённого продукта питания, напитка или пищевой добавки.

Даже те люди, которые чувствительны к определённым факторам, не всегда страдают от мигреней, когда они подвергаются воздействию этих факторов, а также могут начать страдать от мигрени без всякой на то причины. Почему это происходит с людьми учёным не известно, хотя они подозревают, что существует генетическая связь, потому что мигрени в большинстве случаев передаются из поколения в поколение. Одно из предположений состоит в том, что части мозга людей, склонных к мигреням, более чувствительны к определенным стимулам, чем другие, или что мигрень возникает в ответ на определённые изменения в химическом составе мозга. Тем не менее, до сих пор не было сделано никаких определённых выводов относительно того, что именно вызывает мигрень у одних людей, а у других не вызывает.

1. Почему аллергии появляются и исчезают?


Жизнь с аллергией может быть сплошным кошмаром. Аллергии могут сделать жизнь сплошным адом, начиная с отсутствия возможности насладиться мороженым или владением домашним любимцем до постоянного страха, что вы заболеете гриппом. От различных типов аллергии страдают очень многие люди, поэтому особенно странно то, что мы абсолютно не знаем причину, по которой они возникают и исчезают. Почти каждый тип аллергии может полностью исчезнуть и снова появиться через определённый промежуток времени. Некоторые люди с удивлением отмечают, что в определённые периоды их симптомы почти сходят на нет, даже если они и не исчезают полностью.

Аллергия на арахис является одним из самых потенциально опасных типов аллергии. Недавно было обнаружено, что приблизительно 20 процентов людей страдали от аллергии на арахис будучи детьми, но перестали чувствовать симптомы этой аллергии во взрослом возрасте. Приблизительно 80 процентов детей, которые страдают аллергией на молоко, во взрослом возрасте перестают испытывать симптомы этой аллергии, а те люди, которые страдают от аллергии на яйца, также со временем отмечают полное отсутствие симптомов. Анализы крови могут показать, исчезает ли аллергия или нет, а иногда десенсибилизации проводимая при помощи приёма небольшого количества продукта вызывающего аллергию или же пищи, приготовленной определённым образом, может помочь в устранении аллергии. Однако такие практики должны всегда проводиться под наблюдением врача. Ещё более странным является тот факт, что на сегодняшний день дети обладают гораздо лучшими шансами перерасти свои аллергии, чем дети из предыдущего поколения, что вызывает больше вопросов, чем ответов.